1.Гиперопека
Всеобъемлющая любовь взрослых закрепощает ребёнка в рамки, где любящие взрослые пытаются предугадать все желания и потребности ребёнка. Им кажется, что они понимают его без слов. В этом и заключается ответ на вопрос «Почему ребенок плохо говорит или не говорит?». На вопрос логопеда мама отвечает, что дома его понимают. Пример классической педагогической запущенности: ребенку слова не нужны, в них нет никакой необходимости. Родители предугадывают желания малыша. Они не дают ему даже попытки самостоятельно ответить на вопрос. Хуже всего, что через какое-то время вопросы у ребёнка просто перестают возникать, у него снижается поисковая активность, что и ведет к задержке речевого развития.
2.Тревожность
В течение длительного времени родители кормят ребёнка мягкой пищей, пропущенной через блендер, йогуртами и другими жидкими смесями из-за панического страха, что ребёнок может подавиться. Из рациона ребёнка исключается любая твёрдая пища, в т.ч. фрукты. Даже котлеты. Малыш никогда не держал в руках морковь, не грыз яблоко. Он никогда не сосал леденец. У ребёнка элементарно не были развиты мышцы речевого аппарата. Он вообще не понимает, как они должны работать, как ими пользоваться. Из-за снижения тонуса челюстно-лицевых мышц ребёнка просто физически не может говорить.
3.Ревность родителей
Желание родителей оградить своего ребёнка от трудностей внешнего мира ведёт к ограничению социальных контактов. В семье транслируется представление о том, что чужой человек - потенциальное зло. Фразы «он может обидеть», «он обязательно бы обидел», «иди, я тебя пожалею» убеждает ребенка в том, что без мамы никуда нельзя. Такой ребенок не сможет набраться опыта социализации, из лучших родительских побуждений он не допущен к общению со сверстниками, вследствие чего нарушается адаптационный уровень. Это, в свою очередь, снижает уровень развития речи.
4.Заниженная самооценка родителей
Родители с низкой самооценкой неумышленно считают, что их собственные способности (воспитывать) оцениваются через призму того, насколько хорошо их ребенок умеет справляться с заданием. Они подсознательно сливают в одно целое себя и своего малыша. И несовершенная речь ребенка в представлении таких родителей — не что иное, как проявление «некачественной» работы, прежде всего их собственной. Такие родители все берут на себя: подсказывают, помогают, доделывают. В итоге ребенок перестает развиваться, теряет интерес к познанию, собственному опыту. Сначала оказывается в ситуации неуспеха, потом — безразличия к ней.
5.Психологическое запугивание
Реплики родителей «Ты что, глупый? Не понимаешь?» снижают уровень самооценки у ребёнка. Ребенок, конечно, имеет право в 4 года многого не понимать, не уметь, не знать. Но при таком подходе он и не захочет ничего ни понимать, ни оспаривать свои права. Его единственное желание - забиться в угол и молча перетерпеть. Подав в такой ситуации голос, он только спровоцирует взрослого на еще большую агрессию (которая самим родителем оценивается как проявление досады, не более). Такой подход в воспитании вынуждает ребёнка сдерживать свои эмоции, повышает уровень страха за результат деятельности, снижает речевую активность
6.Протест из-за чрезмерного давления со стороны взрослых
«Скажи…» «Повтори…» «Скажи…» «Повтори…» Обычно такой прием присутствует там, где уже есть признаки задержки речевого развития. В основе такого поведения в данной ситуации родителей лежит желание научить ребенка разговаривать. Однако ребенок, не владеющий навыком речи, от которого бесконечно требуют «скажи-повтори», может выразить свой протест одним единственным способом - молчать. В логопедии такое речевое «замыкание» ребенка называется «речевой негативизм». Ребенок ни в коем случае не должен осваивать навык речи из-под палки. Есть продуктивный способ научиться ребёнку говорить - ролевое взаимодействие во время игры. Научить потом детей с речевым негативизмом разговаривать очень трудно. В случае обычной темповой задержки их речь могла бы развиваться нормально. Если бы в свое время не передавили.
7.Соска, памперс и iPad
Ребенок, начиная познавать мир, задает вопросы. Расстроенный ребенок плачет. Голодный, уставший - орет в голос. Однако не все родители согласны это терпеть. И соска в такой ситуации - простой и удобный способ сохранить собственные нервы. Как памперс. И как в дальнейшем телевизор или гаджет.
Ребенок, начиная познавать мир, пробует его на вкус, всё тянет в рот. Выход? Все та же соска. Для того чтобы малыш не мешал (или не заболел), ему искусственно затыкают рот. Необходимо понимать, что используя такой метод, родителям нужно помнить, что ребёнок вовремя не начнет говорить.
Не секрет, что сейчас дети в среднем начинают говорить позже, чем их родители. Ухудшающаяся экология, участившиеся случаи сложных родов приводят к тому, что задержки развития становятся массовым явлением. И очень большая роль в преодолении этих трудностей отводится родителям. И тут вступает правило - не навредить. Не навредить - значит помочь. В раннем детском возрасте с ребенком нужно обязательно общаться. Вместе читать, учить стихи и потешки, заниматься пальчиковой гимнастикой, собирать в лесу шишки, гербарии, разбирать коробку с пуговицами, перебирать макароны, просеивать гречку - делать все то, что проделывали с нами его бабушки и дедушки. В сторону отодвинуть игрушки - придвинуть ближе живой, реальный мир. Эти методы не устарели, и вся индустрия игрушек не нашла им альтернативной полезной замены. С ребенком обязательно нужно играть. Игра - необходимая стадия и обязательное условие правильного развития ребенка. Ролевые, сюжетные, предметные игры не только удовлетворяют его главные потребности, но и являются предпосылкой к зарождению и развитию различных видов деятельности. И самое позднее, в три года ребенка нужно отпустить. Не бросить, не отвернуться, не лишить поддержки, а именно отпустить познавать мир. Чтобы, охраняя свои собственные границы, он смог вступать в коммуникацию с окружающими. Не через родителей - сам. Тогда у него возникнет потребность в речи.
разгарнуць » / « згарнуць