Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Советы дефектолога


Дистанционное взаимодействие учителя-дефектолога и родителей


Советы учителя-дефектолога родителям будущих первоклассников.

      Обучение чтению и письму осуществляется в 1 классе учителями начальных классов. Задача родителей, педагогов ДОУ состоит в том, чтобы развивать у ребёнка необходимые речевые навыки в соответствии с возрастной нормой. В норме к 5 годам у ребёнка должна быть сформирована звуковая и морфологическая система русского языка. К 6 годам происходит развитие связной речи (рассказ по картинке, по серии картинок, пересказ), знакомство со звуками русского языка.

Для успешного обучения в школе чтению и письму, у дошкольника должны быть сформированы навыки:

- правильное звукопроизношение (все звуки произносятся корректно, дифференцируются свистящие и шипящие, звонкие и глухие, твердые и мягкие, схожие по артикуляции звуки);

- сохранная слоговая структура слов (не «проглатываются» и не меняются местами слоги, не искажается слоговой состав);

- достаточный лексический уровень (владение тематическим словарём, обобщающими словами, названиями частей предметов, знание слов – антонимов, синонимов);

- отсутствие аграмматизмов в речи (правильное согласование частей речи, использование предлогов, притяжательных прилагательных, родов, множественного числа, уменьшительно-ласкательных суффиксов);

- развитие связной речи: использование в речи сложных предложений, рассказ по картинкам, пересказ (умение называть действие, описывать предмет; в серии картинок понимать логическую цепочку действий – что сначала, что затем; умение рассказать понравившуюся сказку);

- запоминание стихов, ритмичных стихов-потешек;

- развитие мелкой моторики рук, умение правильно держать карандаш (умение собирать мозаику, проводить прямые, волнообразные и круговые линии, обводить в заданном порядке печатные буквы);

- сформированность понятия право – лево, ведущей руки (умение четко показывать правую руку, левую руку у себя, у человека напротив; на листе бумаги показывать левую и правую сторону, верхний правый и левый угол);

- на слух уметь выделять начальный звук в слове.

     В последние годы просматривается тенденция увеличения числа будущих первоклассников, чья речь не соответствует возрастным нормам. Причин в этом несколько, основные из них: не все родители обращают внимание на речь детей в дошкольный период и обращаются к логопеду, не у всех есть возможность получить квалифицированную логопедическую помощь. Наличие в школе или гимназии пункта коррекционно-педагогической помощи, целенаправленные занятия с логопедом помогают решить эту проблему и сделать обучение максимально успешным для каждого конкретного обучающегося, не оставить речевую проблему на всю жизнь.   

     При поступлении ребёнка в первый класс зачастую становятся заметными проявления нарушений звукопроизношения, которые могут быть как самостоятельным дефектом, так и составляющими более сложных речевых расстройств. Но даже самое простое нарушение звукопроизношения нельзя считать безобидным дефектом, поскольку оно может повлечь за собой серьёзные негативные последствия для развития ребёнка в целом. При этом ребёнок с трудом обучается читать и писать и в дальнейшем допускает в письменной речи большое количество, на первый взгляд, совершенно ничем не объяснимых и не мотивированных ошибок (это называется дислексией и дисграфией). Уже в первом классе на этом фоне у ребёнка очень быстро формируется отрицательное отношение к занятиям в школе, страх перед учителем, нежелание учиться, а это приводит к снижению успеваемости и по другим школьным предметам, а иногда и к нервным расстройствам.


7 ПРИЧИН ЗАДЕРЖКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

   Родительское влияние на ребенка с самого раннего детства - ключевой фактор его развития. Дети из разных семей будут иметь совершенно различный уровень навыков речи. И успех овладения речью у этих детей также будет разным. Почему? Вот несколько причин.

раскрыть » / « свернуть

Разделы сайта